Органическая архитектура, направление в архитектуре 20 в. (особенно распространённое в 30—50-е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов.
Впервые сформулированные в 1890-е гг. американским архитектором Л. Салливеном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи органической архитектуры были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; эта концепция впервые реализована им в т. н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902; дом Роби в Чикаго, 1909). Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы.
В полемике с техницистскими крайностями функционализма в середине 30-х гг. органическая архитектура становится одним из распространённых направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей.
Под воздействием идей органической архитектуры сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и др.). В США её принципы использовала т. н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р. Нёйтрой. В ряде стран под влиянием органической архитектуры возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре. В дальнейшем популярность концепции орагнической архитектуры росла одновременно с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й половине 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектора Б. Дзеви; в 1945 в Риме создана группа АРАО (Associazione per l’Architettura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчёркивавшая в программе гуманистическая направленность своих устремлений.
Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистические идеи уводили органическую архитектуру от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным устремлением органической архитектуры к индивидуализму отвергалось использование в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистической утопии входили в противоречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939—1945, — с необходимостью массового индустриального строительства. Всё это ограничивало диапазон органической архитектуры главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей.
После смерти Райта (1959) органическая архитектура окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х гг., направленных на расширение диапазона рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре и художественном конструировании.
Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. План 1-го этажа (1 — подъезд и вестибюль; 2 — гостиная; 3 — столовая; 4 — хозяйственные помещения).
Р. Нёйтра. «Особняк в пустыне» Кауфмана в Палм-Спрингсе (штат Калифорния, США). 1946—47.
Б. Гофф. Дом Форда в Ороре (штат Иллинойс, США). 1950.
Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, США). 1902.
И. Гарделла. Столовая фирмы «Оливетти» в Ивреа (Италия). 1959
Лит.:
Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960;
Wright F. L., An organic architecture. The architecture of democracy, L., 1939;
Zevi В., Towards an organic architecture, L., 1950.
(с) А. В. Иконников.