АФИНСКАЯ ХАРТИЯ
Первая публикация работ VI Всемирного конгресса СIАМ была сделана в «Annales Techniques» за ноябрь 1933 г. Публикация у Плона пересмотренного снабженного комментариями текста, составленного в 1941 г. группой СIАМ, Франция, относится к апрелю 1943 г.
Здесь мы публикуем собственно «предложения» (без «примечаний» и «пояснительного толкования статей хартии», составленных Ле Корбюзье с участием д'Обиньи).

I. ЖИЛЬЕ
Надо требовать,
чтобы жилые кварталы занимали отныне в городском пространстве наилучшие участки, топографически и климатически целесообразные, с самым благоприятным солнечным освещением и достаточной площадью зеленых насаждений;
чтобы при выделении зон под жилое строительство определяющим был гигиенический фактор;
чтобы плотность застройки определялась типом жилого дома, диктуемым в свою очередь самой природой застраиваемого участка;
чтобы хотя бы минимальное количество времени каждая квартира была освещена солнцем;
чтобы размещение жилых домов вдоль магистральных дорог было запрещено;
чтобы использовался современный уровень развития технических средств для увеличения этажности домов, которые, при группировке их на большом расстоянии друг от друга, могли бы освободить землю для зеленых насаждений.

II. ДОСУГ
Надо требовать,
чтобы каждый жилой квартал включал отныне зеленую зону, необходимую для рационального оборудования на ней игровых и спортивных площадок для детей, подростков и взрослых;
чтобы антисанитарные островки были разрушены и заменены зелеными пространствами: в результате прилегающие к ним кварталы окажутся оздоровленными;
чтобы эти новые зеленые зоны служили вполне определенным целям: размещению детских садов, школ, молодежных центров или любых других учреждений общественного характера, тесно связанных с жильем;
чтобы свободные от работы часы жители могли проводить в благоустроенных местах: парках, лесах, спортивных площадках, стадионах, пляжах и т. д.;
чтобы использовались существующие природные условия: реки, леса, холмы, горы, долины, озера, море и т. д.

III. ТРУД
Надо требовать,
чтобы расстояния между местом работы и жильем были сокращены до минимума;
чтобы промышленные секторы не соприкасались с жилыми, чтобы они были отделены друг от друга зеленой зоной;
чтобы промышленные зоны располагались в непосредственной близости от железной дороги, канала и автодорожной магистрали;
чтобы обслуживающие мастерские, непосредственно связанные с жизнью города, продуктом которого они собственно и являются, могли занять строго определенные места внутри города; чтобы деловые кварталы города, отведенные для частной или общественной администрации, были обеспечены удобным сообщением с жилыми кварталами, а также с промышленной зоной и обслуживающими мастерскими как в черте города, так и в его окрестностях.

IV. УЛИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Надо требовать,
чтобы основой разработки транспортной системы города и его района служили статистические данные, полученные путем строгого анализа. Результатом этой работы будет определение дорожных трасс и пропускной способности дорог;
чтобы дорожные пути классифицировались по принципу назначения и строились в зависимости от характера намечаемых транспортных средств и скорости движения;
при пересечении дорог с интенсивным движением необходимо соблюдать принцип непрерывности движения путем организации движения в разных уровнях.
Необходимо также,
чтобы пешеход располагал отделенными от транспорта пешеходными дорогами;
чтобы улицы разделялись по своему назначению на жилые, прогулочные, транзитные, главные магистрали;
чтобы зеленые зоны изолировали в основном полотно больших дорог.

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Ценные архитектурные произведения должны быть сохранены (отдельные здания или городские ансамбли).
I Они должны быть сохранены, если они являются памятниками прошлой культуры и если они представляют общественный интерес;
если их консервация не влечет за собой нездоровых условий жизни для окружающего населения;
при неудачном расположении ценного архитектурного сооружения возможны радикальные меры для его сохранения; например, перенос жизненно важных участков дорожной сети или даже городского центра.
Снос трущоб, расположенных рядом с историческими памятниками, дает лишнюю возможность для создания зеленых пространств.
Использование под предлогом эстетических требований старинных стилей в новых постройках, сооружаемых в исторических зонах, имеет гибельные последствия. Сохранение такой практики или введение подобных начинаний нетерпимо в любой форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большая часть современных городов являет собой картину хаоса: эти города абсолютно не отвечают своему назначению, коим является удовлетворение первостепенных биологических и психологических потребностей населения. Такое положение сложилось в результате постоянного возрастания роли частных интересов в обществе с наступлением эры машинизации,
Необузданность частного интереса вызывает гибельное нарушение равновесия между развитием экономических сил, административным контролем над экономикой и жизненными интересами общества в целом.
Хотя города находятся в состоянии постоянной трансформации, их развитие идет без ясных перспектив и контроля, без учета принципов современного градостроительства, разрабатываемых квалифицированными техническими кругами.
Город должен обеспечить, как в духовном, так и в материальном плане, индивидуальную свободу и преимущества коллективного действия.
Размеры всего, что создается в городе, должны определяться только масштабом человека.
Ключевые  положения    градостроительства    определяются четырьмя функциями:
жить,
работать,
отдыхать (свободное время),
передвигаться.
Планы определят структуру каждого из секторов, относящихся к этим четырем ключевым функциям, они закрепят за ними соответствующее место в общей структуре города.
Цикл повседневных функций: жить, работать, отдыхать (воспроизводство сил) будет упорядочен за счет самого бережного отношения к фактору времени. При этом жилой дом будет рассматриваться как отправной центр при разработке всех планировочных решений.
Новые механические скорости, сея постоянную опасность, парализуя городское уличное движение, создавая заторы и ухудшая общее гигиеническое состояние, внесли сумятицу в городскую среду.
Принцип городского и пригородного сообщения должен быть пересмотрен. Необходимо произвести классификацию существующих в практике уличного движения скоростей.
Зональная реформа гармонично увяжет ключевые функции города, создав между ними органические связи, для обеспечения которых будет предусмотрена рациональная сеть крупных дорожных артерий.
Градостроительство — это наука в трех, а не в двух измерениях. Только путем включения элемента высоты можно будет решить проблему уличного движения, а также организации досуга при использовании освобожденных таким образом пространств.
Проект города должен разрабатываться в совокупности с проектом прилегающего к нему района. План района вытеснит чисто городской план.
Город, определяемый как функциональная единица, будет гармонично развиваться в каждой из своих частей, имея для этого пространства и средства связи. В эти пространства с использованием средств связи смогут вписаться постепенно, не нарушая равновесия, все части города на любом этапе его развития.
Необходимо, чтобы в самом срочном порядке каждый город разработал план своего развития и издал законы, направленные на его реализацию.
План разрабатывается специалистами на основе строгого анализа. Он предусматривает поэтапное развитие как во времени, так и в пространстве. Он воссоединит в плодотворном согласии природные ресурсы местности, ее общую топографию, экономические данные, социологические потребности, духовные ценности. У архитектора здесь при решении градостроительных задач будет только один измерительный инструмент— человеческий масштаб.
Первичным ядром градостроительства являются жилые ячейки (квартиры), сгруппированные в жилую единицу оптимальной величины. Именно на базе такой жилой единицы будут устанавливаться в городском пространстве связи между жильем, местом работы и оборудованием для досуга.
Для решения этой большой задачи необходимо использовать средства современной техники, которая при содействии своих специалистов подкрепит строительное искусство всеми достижениями науки и обогатит его бесчисленными изобретениями.
На ход событий будут оказывать глубокое влияние политические, социальные и экономические факторы.
Не последнее место будет занимать здесь архитектура.
Размах неотложных задач по оборудованию городов, с одной стороны, и бесконечная раздробленность участков, характерная в обществе, где господствует принцип частной земельной собственности, с другой, составляют антагонистическую сущность нашей реальной действительности.
Это губительное противоречие ставит на повестку дня один из наиболее острых вопросов современности: срочно урегулировать в законодательном порядке вопрос владения любым земельным участком, могущим быть использованным для оборудования условий гармоничного равновесия между жизненными потребностями индивидуума и коллективными потребностями.
Частные интересы должны быть подчинены коллективным интересам.

Источник: «Современная архитектура»,1971 г., № 6, стр. 68-69