Лабиринт

Объявление

Добро пожаловать на форум!
Правила форума Администрация:

Morok, Moron
Новости форума

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лабиринт » Стили и направления » Органическая архитектура


Органическая архитектура

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Органическая архитектура, направление в архитектуре 20 в. (особенно распространённое в 30—50-е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов.

     Впервые сформулированные в 1890-е гг. американским архитектором Л. Салливеном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи органической архитектуры были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; эта концепция впервые реализована им в т. н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902; дом Роби в Чикаго, 1909). Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы.

     В полемике с техницистскими крайностями функционализма в середине 30-х гг. органическая архитектура становится одним из распространённых направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей.

     Под воздействием идей органической архитектуры сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и др.). В США её принципы использовала т. н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р. Нёйтрой. В ряде стран под влиянием органической архитектуры возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре. В дальнейшем популярность концепции орагнической архитектуры росла одновременно с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й половине 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектора Б. Дзеви; в 1945 в Риме создана группа АРАО (Associazione per l’Architettura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчёркивавшая в программе гуманистическая направленность своих устремлений.

     Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистические идеи уводили органическую архитектуру от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным устремлением органической архитектуры к индивидуализму отвергалось использование в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистической утопии входили в противоречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939—1945, — с необходимостью массового индустриального строительства. Всё это ограничивало диапазон органической архитектуры главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей.

     После смерти Райта (1959) органическая архитектура окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х гг., направленных на расширение диапазона рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре и художественном конструировании.

http://s42.radikal.ru/i097/0905/34/ed59d6d960b1.jpg

Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. План 1-го этажа (1 — подъезд и вестибюль; 2 — гостиная; 3 — столовая; 4 — хозяйственные помещения).

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/009/001/208753773.jpg

Р. Нёйтра. «Особняк в пустыне» Кауфмана в Палм-Спрингсе (штат Калифорния, США). 1946—47.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/009/001/224693367.jpg

Б. Гофф. Дом Форда в Ороре (штат Иллинойс, США). 1950.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/009/001/229850164.jpg

Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, США). 1902.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/010/001/282317171.jpg

И. Гарделла. Столовая фирмы «Оливетти» в Ивреа (Италия). 1959

Лит.:
Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960;
Wright F. L., An organic architecture. The architecture of democracy, L., 1939;
Zevi В., Towards an organic architecture, L., 1950.

(с) А. В. Иконников.

0

2

Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма,  1071 5th Ave, Нью-Йорк, NY 10128
Архитектор: Райт Фрэнк Ллойд
Дата постройки: 1956-1959 гг.

     В июне 1943 года Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) получил письмо от Хиллы Рибей (Hilla Rebay), консультанта по искусству Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim). Она просила архитектора построить новое здание для собранной Гуггенхаймом коллекции нефигуративной живописи. В процессе исполнения проекта архитектор поссорился с заказчиком, с городскими властями, разругался со всей художественной тусовкой, газетами и журналами. Оба, и Гуггенхайм, и Райт, умерли до окончания строительства здания в 1959 году. После окончания строительства оба были признаны гениями.

     "Я могу назвать несколько мест в мире, более подходящих для постройки", - писал Райт, - "но придется остановиться на Нью-Йорке". Для Райта город не обладал достаточными архитектурными достоинствами, он нехотя подчинился заказчику и выбрал место на Пятой Авеню между 88-й и 89-й улицами. Выбор определила близость Центрального парка: ближе к природе, дальше от шума и тесноты города.

     Музей Гуггенхайма - воплощение райтовской идеи органической архитектуры, которая развивается естественно, как растение. Перевернутый зиккурат музея меняет обычную музейную схему, когда посетитель движется сквозь анфиладу залов и возвращается по пройденному пути. Райт поднимает людей наверх здания на лифте, откуда они не спеша спускаются по наклонному пандусу. Музейные залы разделены, как мембраны в цитрусовом плоде - изолированные, но зависимые части целого. Открытый атриум дает возможность видеть разные части здания одновременно. Спираль напоминает раковину моллюска, с пространствами, свободно перетекающими одно в другое.

     Потребовались десятилетия, чтобы замысел был исполнен. Первоначально большая ротонда должна была быть дополнена малой ротондой и башней. Малая ротонда задумывалась под апартаменты для Рибей и Гуггенхайма, но вместо этого стала офисным и складским помещением. В 1965 году второй этаж здания был обновлен для показа разросшейся постоянной экспозиции музея, и после реставрации музея в 1990-92 годах был полностью превращен в выставочное пространство и переименован в корпус Тангаузера (The Thannhauser Building), в честь самого щедрого дарителя музея. Райтовский замысел башни - студий и квартир для художников, первоначально не был реализованным по финансовым причинам. В 1968 году на ее месте зять Райта Уильям Уесли Питерс (William Wesley Peters) построил небольшой объем под офис и запасник. Однако в процессе реставрации пристройку разобрали и все-таки выстроили башню по проекту Гвэтми Зигеля (Gwathmey Siegel). Там расположились четыре дополнительные выставочные галереи. Так, через тридцать пять лет после начала истории, проект Райта все-таки был реализован. Сегодня он является образцом для Гуггенхайма, и при объявлении конкурса на новое здание, фонд специально включает требование использовать архитектуру Райта.

http://i024.radikal.ru/0905/08/a34495cca98f.jpg

http://s56.radikal.ru/i154/0905/02/578d34ba292a.jpg

http://s60.radikal.ru/i170/0905/52/0b72b91c019a.jpg

http://s56.radikal.ru/i154/0905/99/e8d6b4050abb.jpg

http://s56.radikal.ru/i154/0905/ce/89378cf542e9.jpg

http://s43.radikal.ru/i099/0905/0a/e8d445ebf370.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/0905/fb/f4460107ce18.jpg

0


Вы здесь » Лабиринт » Стили и направления » Органическая архитектура